Татьяна ЖИЛУК,
заведующий,
дошкольный центр развития ребёнка № 97 г.Гродно
ЛЕС ПОЛОН ТАЙН И ЧУДЕС
Эколого-психологический тренинг
для детей старшей группы (5–6 лет)
Цель: воспитание основ экологической культуры.
Программные задачи: формировать умения правильного взаимодействия с миром природы, развивать способность к идентификации с животными и растениями, чувство эмпатии по отношению к ним; развивать внимание, тактильное восприятие, сенсорную активность при взаимодействии с природным материалом, невербальные средства общения; воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Материал и оборудование: кукла Лесовичок, полотно, корзина с шишками, орехами, каштанами, имитированная дорога с препятствиями (можно использовать дорожку здоровья), яркий мешочек (внутри сосновая и еловая шишки, жёлудь, каштан, орех, гроздь рябины, семена подсолнуха), макеты деревьев, шишки, каштаны, жёлуди, сухие осенние листья, муляжи грибов, карточки-схемы, обозначающие правила общения участников, обручи-«кочки», магниты, карточки с изображением (солнце, вода, земля, продукты питания, дом, пейзаж с ясной погодой, выпускающие дым трубы предприятия, пластиковые бутылки, фантики, машина с выхлопными газами, магнитофон), медальоны с изображением лесных растений и животных в количестве больше, чем детей (для предоставления права выбора), аудиозаписи: спокойной, тревожной музыки, звуков леса, гула машины; магнитофон, магнитная доска.
Ход тренинга
Часть помещения оформлена в виде осеннего леса: расставлены макеты деревьев, на полу шишки, каштаны, жёлуди, сухие листья, муляжи грибов. Звучит спокойная музыка.
Ведущий (В.). Ребята, поздороваться с другими людьми можно по-разному: можно сказать всем известные слова «здравствуйте», «привет», «доброе утро», а можно поприветствовать человека и без слов. Как это сделать?
Дети приводят примеры невербальных способов приветствия и демонстрируют их: здороваются друг с другом кивком головы, пожатием руки, машут рукой, обнимаются и т.д.
В. Давайте вспомним важные правила общения, соблюдая которые, мы дарим радость себе и тем, кто находится рядом.
Правила вводятся постепенно во время занятий или через ситуации в повседневной жизни, формулируются в доступной детям форме. Целесообразно использовать те правила, которые более подходят воспитанникам данной группы.
Ведущий показывает карточки-схемы, дети называют правила: быть дружными, доброжелательными, активными, внимательно слушать друг друга.
Игровое задание «Выбор дороги»
В. Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать, поэтому предлагаю отправиться в осенний лес. Согласны? (Да!) Тогда в путь! Перед вами три дороги, каждая из которых приведёт нас в этот необычный лес. Все дороги волшебные, они наделяют идущего необыкновенной силой. А ведь силы обязательно нужны всем путешественникам!
Первая дорога самая лёгкая, ровная, гладкая. (Кладёт на пол полотно.) Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ним нужно не идти, а прыгать, попадая точно в цель. (Раскладывает на полу обручи-«кочки».) Эта дорога даёт идущему больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога — самая трудная. Она колкая от камней её усыпающих. Но зато силу она даёт огромную, гораздо большую, чем первые две дороги. Сейчас хорошо подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдёте по своей, будьте внимательнее, попробуйте почувствовать, как от ступней и до макушки ваше тело наполняется силой. Проходите свой путь, встретимся на лесной опушке!
Дети вместе с ведущим проходят в «лес» по выбранному пути.
В. Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Оглянитесь вокруг, что вы видите? (Ответы детей.)
Ведущий обращает внимание детей на куклу Лесовичка.
В. Ребята, нас встречает Лесовичок. Он следит за порядком и чистотой в лесу. Ведь лес — это огромный дом не только для деревьев, но и для множества других растений, зверей, птиц, насекомых. Лесовичок говорит, что лес охотнее приоткроет нам свои тайны, если мы на некоторое время станем его частичками.
Игровое задание «Выбор тотема»
Ведущий обращает внимание детей на медальоны.
В. Ребята, перед вами медальоны с изображением лесных обитателей, выберите, в кого бы вы хотели превратиться.
Дети вместе с ведущим рассматривают изображения, выбирают себе медальон, вешают на шею.
В. С этой минуты у каждого из нас появилось новое имя, природное — тотем, поэтому давайте познакомимся.
Все ходят по группе и, встречаясь, приветствуют другу друга, называют новым именем (в соответствии с изображением на медальоне), обнимаются. Каждому необходимо встретиться со всеми.
В. Вот мы и стали частичками леса, а значит, сможем увидеть его другими глазами, раскрыть его тайны. А Лесовичок нам в этом поможет. Давайте разместимся на полянке и немного расскажем о себе как о природных объектах.
Дети садятся в круг на ковре. Ведущий обращает внимание на то, как приятно видеть друг друга, смотреть в глаза друзьям.
От своего природного имени взрослый первым начинает рассказывать о себе Например: «Я — муравей. Хоть и маленький, а настоящий силач: могу нести на себе тяжёлый груз. А сейчас я начал готовиться к зиме: рою себе убежище от холода на глубине больше метра».
Затем остальные «жители леса» по очереди рассказывают о себе. При необходимости ведущий помогает детям наводящими вопросами: чем покрыто твоё тело? Какого цвета твоя шерсть летом? Как изменился твой окрас осенью? Зачем тебе перья? Зачем тебе длинный пушистый хвост? Как ты передвигаешься? Чем ты питаешься? Как ты подготовился к зиме? Летом ты зелёная, а зимой …? Чем ты будешь питаться зимой? С кем ты дружишь в лесу? Как называются твои плоды? И т.д.
Игра «Клубочек»
В. Сейчас давайте посмотрим, как мы, частички леса, тесно связаны друг с другом: как ниточка закручивается в плотный клубок, так и мы объединимся в дружную лесную семейку.
Все берутся за руки. «Голова» цепочки стоит на месте, а «хвост» начинает закручиваться вокруг «головы» в клубок. Когда клубок готов, ведущий, стараясь обнять всех детей, хвалит «дружную семейку».
Психогимнастика «Люди в лесу»
На фоне спокойной музыки слышны звуки леса. Ведущий не спеша проговаривает текст, дети с учётом своего тотема имитируют соответствующие движения.
В. Вся наша дружная лесная семейка собралась на опушке: свободолюбивые птицы и звери, маленькие беззащитные насекомые, статные деревья. Сейчас нам особенно хорошо и спокойно в нашем общем доме, потому что мы увидели солнышко, а ведь это так редко случается осенью! Звери потянулись, подставили тёплым солнечным лучам свои спинки, погрели их. Птички весело зачирикали, почистили пёрышки, стали весело махать крылышками. Оживились насекомые: они улеглись на спинки и стали весело дрыгать лапками (когда ещё они так порезвятся, ведь впереди длинная холодная зима – время спячки для насекомых). Деревья потянулись ветвями к солнышку и от лёгкого ветерка зашелестели своими пожелтевшими листочками…
(Спокойная музыка сменяется на тревожную, звуки леса смолкают, раздаётся гул машины.) Но вот проехала машина, оставила выхлопные газы. Всем вокруг стало трудно дышать. И вот люди вышли из машины. Они идут по лесу. Увидели люди лесных жителей, стали подходить к ним ближе. Животные и растения испугались: «Кто это такие? Они к нам приближаются?! Нам страшно!». А люди сказали: «Не бойтесь! Мы вас не тронем, только полюбуемся вами. Вы такие удивительные!»
Ведущий просит нескольких детей повторить последние фразы.
В. И правда: люди не причинили вреда никому в лесу, только посмотрели и ушли.
Встреча с людьми немного встревожила лесных обитателей. Но теперь всё хорошо, никакой опасности нет. Сделайте глубокий вдох и плавный медленный выдох. Послушайте биение своего сердечка: оно стало ровным и тихим. Страх и напряжение ушли. Настроение улучшилось. Жители леса приободрились и решили поиграть, а заодно узнать, что между ними есть общего.
Игра «Палец вверх — палец вниз»
Дети садятся в круг на ковре. Ведущий произносит фразы. Если дети считают, что сказанное имеет отношение к их тотему, поднимают большой палец вверх, если нет — опускают вниз.
- Вы тот, кто сам себе добывает пищу.
- Вы тот, кто питается травой, корой деревьев, любит овощи.
- Вы тот, у кого длинный пушистый хвост.
- Вы тот, кто спит всю зиму.
- Вы тот, кто умеет летать (ползать).
- Вы тот, у кого есть ствол.
- Вы тот, у кого есть клюв.
- Вы тот, чьё тело покрыто шерстью.
- Вы тот, у кого есть корни.
- Вы тот, кто хочет, чтобы люди относились к нему бережно.
В. У всех живых существ много общего. Давайте поговорим о том, что необходимо животным и растениям для жизни, а что мешает жить и вредит природе.
Игра «Что нужно живому существу»
Дети рассматривают карточки с изображением того, что нужно и ненужно живым существам (солнце, вода, земля, трава или другая еда, дом, пейзаж с ясной погодой (чистый воздух), выпускающие дым трубы предприятия (загрязнённый воздух), пластиковые бутылки, фантики, машина, магнитофон и т.п.). Выбирают карточки с изображением того, что необходимо для жизни, прикрепляют их к магнитной доске, свой выбор аргументируют.
В. Животные и растения не умеют говорить словами, у них другой язык, непонятный человеку. Но мы, лесные обитатели, можем попробовать передать то, что чувствуем или в чём нуждаемся, при помощи жестов.
Игра «Пойми меня»
Дети по очереди с помощью невербальных средств передают остальным сообщение. При необходимости ведущий тихо подсказывает ребёнку текст, который нужно передать, например: Я хочу пить! Я хочу спать! Мне холодно! Я задыхаюсь! Очень шумно! Пойдём со мной!
Игра «Угадай на ощупь»
В. Ребята, у Лесовичка для нас есть загадки. Он хочет, чтобы мы догадались, что спрятано в этом мешочке.
Дети передают друг другу мешочек. Каждый участник по очереди на ощупь определяет, что находится внутри, называет и достаёт предмет.
Рефлексия
В. Наше путешествие подошло к концу. Настало время лесным обитателям попрощаться друг с другом. (Дети выполняют действия в соответствии со своим тотемом, затем снимают медальоны). Деревья машут руками-ветками. Птицы машут вслед крыльями. Звери обнимаются, улыбаются друг другу. А насекомые на прощание звонко всем аплодируют своими маленькими лапками.
Вот мы снова превратились в самих себя и скоро вернёмся в детский сад. Понравилось ли вам быть лесными обитателями? Что вы чувствовали, когда увидели в лесу людей? О чём бы вы попросили людей, которые приходят в лес? (Ответы детей.)
Ребята, Лесовичок очень доволен встречей с нами. Мы ничем не навредили лесу, а наоборот, стали его друзьями. Поэтому Лесовичок передал нам лесные дары. (Показывает корзину с шишками, орехами, каштанами.)
Все «возвращаются» в детский сад по тем дорогам, которые привели в «лес». Подарок используют для создания поделок из природного материала во второй половине дня.
ЛИТЕРАТУРА:
- Абрамчик, С. Использование эколого-психологического тренинга в образовательном процессе с дошкольниками / С. Абрамчик, Э. Новикова // Пралеска. — 2011. — №11. — С. 12–14.
- Митковская, Ю. В гостях у Лесовичка / Ю. Митковская // Пралеска. — 2019. — №10. — С. 59–61.