Страница учителя-дефектолога

Игры с использованием светового планшета направленные на речевое развитие детей

Из опыта работы  Рунге Людмилы Ивановны,

учителя-дефектолога ГУО «ДЦРР №97 г.Гродно»

 

В моей коррекционно-педагогической деятельности есть место специальной технике – песочной терапии.

Использование игр с песком, является эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Можно использовать игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются многие задачи.

Предлагаю вам несколько игр с использованием светового песочного стола для детей дошкольного возраста 4-6 лет.

 

«ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА»

Цель:

- развитие фонематического слуха;

- автоматизация изолированного звука [Ш]

Оборудование: световой песочный стол, камушки, ракушки или стеклышки; фигурка домика или грибка.

Ход игры

  Педагог раскладывает зигзагом ракушки на поверхности песка завершая домиком. Ребёнку предлагается «проползти» змейкой между ракушками к домику, (или круговыми движениями к центру в домик) произнося автоматизируемый звук [Ш]. Ребенок ведёт пальчиком дорожку и «шипит».

 

«ТРАССА»

Цель:

- развитие фонематического слуха;

- автоматизация изолированного звука [Р]

Материал и оборудование: световой песочный стол, камушки, ракушки, машина.

Ход игры

На песке педагог раскладывает камушки, ребёнок объезжает на машинке препятствия образуя извилистую трассу, произнося изолированный звук [Р].

 

"ЗООПАРК НА ПЕСКЕ"

 Цель:

-  автоматизация звука [Л] в словах

- развитие фонематического слуха

Материал и оборудование: световой песочный стол, фигурки животных, птиц, рыб.

Ход игры

Выставляются вперемешку фигурки разных животных, птиц.

Ребёнку предлагается нарисовать на песке небо, траву и море. Ребёнок выбирает из всех фигурок те, в названии которых есть звук [Л] (слон, орел, ласточка, осел, акула, лось, козёл, лошадь, белка, волк и т.д.) и расселяет их по местам обитания. Например: Ласточка в небе, акула в море.

 

 «СОНЯ И ШУРА»

Цель:

-развитие фонематического слуха;

-дифференциация звуков [С] - [Ш] в предложениях;

-отработка предлогов -на-, -в-

Материал и оборудование: световой песочный стол, сюжетные герои Соня и Шура (куклы), предметы-фигурки содержащие звуки [С] и  [Ш].

Ход игры

Выставляются вперемешку фигурки, содержащие звуки [С] и [Ш].

Песочницу делим на две части, на одной предлагаем ребёнку нарисовать на песке стол – это стол Сони, на второй рисуем шкаф – это Шуры шкаф.

Предлагаем ребёнку разложить предметы-фигурки: У Сони на столе– со звуком [С], У Шуры в шкафу– со звуком [Ш]. Ребёнок выбирает фигурку и проговаривает: У Сони на столе сумка. У Шуры в шкафу шапка и т.д.

 

«КОГО НАШЛА КУКЛА МАША?»

Цель:

- автоматизировать звук [Ш] в предложении

Материал и оборудование: световой песочный стол (можно использовать кинетический песок), предметы-фигурки содержащие звук [Ш], сюжетный герой кукла Маша.

Ход игры

В песок заранее прячутся фигурки, в названии которых есть звук [Ш]. ( шишка, шашка, пешка, чашка, кошка, вишня, мошка, катушка, ракушка, лягушка и т.д.) Кукла Маша просит помочь найти её любимые предметы, ребёнок находит и проговаривает: Кукла Маша нашла шишку и т.д.

 

«ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ»

Цель:

 - развивать мелкую моторику рук, внимательность;

 - формировать умение ориентироваться в пространстве;

- закреплять понятия (выше-ниже, слева-справа)

 Материал и оборудование: световой песочный стол, круги (или нарисовать на песке) камушки, ракушки, фигурки.

Ход игры

Раскладываются круги в два ряда по три в каждом. Дети (или ребёнок) выбирает предмет (камушек, ракушку, фигурку), а педагог говорит куда он должен его положить.

Например: Положить ракушку в правый верхний круг, солдата в левый нижний круг, кумушек – слева от ракушки и т.д. Дети раскладывают и после им предлагается рассказать, куда же они разложили предметы.

Например: Где лежит ракушка?  - В верхнем правом круге.

 

«ЧЕРЕПАШКА, КОТОРАЯ НАУЧИЛАСЬ СЧИТАТЬ ДО 5»

Цель:

- автоматизировать звук [Р] на уровне словосочетания;

- учить согласовывать существительные с числительными;

Материал и оборудование: световой песочный стол, фигурка Черепашки, предметы-фигурки в названиях которых содержится звук [Р](рыба, ведро, груша, паровоз, ракета, жираф, ракушка, рак, карандаш, морковка и др.)

Ход игры

Фигурки предварительно прячутся в песок педагогом, Черепашка, которая живет в песке помогает искать предметы, а ребёнок озвучивает счёт до пяти каждой фигурки.

Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб.

свернуть

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием песочного светового планшета для детей старшей группы

Людмила Ивановна Рунге, учитель-дефектолог

ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка №97 г. Гродно"

ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЕСОЧНОЙ ЧЕРЕПАШКЕ

 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНОГО СВЕТОВОГО ПЛАНШЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] на уровне словосочетания»

Программные задачи:

- закреплять произношения звука[Ш], в слогах, словах, словосочетаниях;

- согласовывать прилагательные с существительными;

-формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;

- развивать длительную воздушную струю;

-развивать мелкую моторику;

Материалы и оборудование: песочный световой планшет; сюжетный герой- Песочная черепашка; трубочка и фигурка змеи для дыхательного упражнения; мелкие предметы в названиях которых содержится звук [Ш].

Ход занятия

Педагог (П.)- Здравствуй, я хочу подарить тебе бодрое настроение, и поэтому сегодня, мы отправимся в путешествие на волшебный остров, а добираться будем на лодке. (аудиозапись морского прибоя)

Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (выполняются движения руками на песке)

Две ладошки прижму, и по морю поплыву (прижать две ладошки друг к другу, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки друзья, это лодочка моя (делать волнообразные движения руками)

Паруса подниму (поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву (волнообразные движения руками)

А по бурным волнам, плывут рыбки тут и там (полностью соединить две ладошки и снова волнообразные движения)

(П.) Вот мы и приплыли на волшебный остров. Посмотри кто нас встречает. Это хозяйка острова – Песочная черепашка.

Песочная черепашка - Я приветствую тебя, и очень рада, что ты приплыл ко мне в гости. Я покажу тебе свой остров и познакомлю с его жителями. Здесь можно делать всё: играть, строить, творить…Но мой остров – такой хрупкий и прекрасный – надо беречь и охранять. Ты знаешь, как это надо делать? (ребёнок проговаривает правила поведения с песком.)

Упражнение «Секрет»

Песочная черепашка - Молодец, вижу ты знаешь правила поведения с песком. Для тебя я приготовила сюрприз. В песке кто-то спрятан, ты сможешь это узнать, сдув через трубочку песок (в песок неглубоко закапывается фигурка «Змеи», необходимо сдуванием песка через трубочку обнаружить спрятанное).

     Упражнение «Змейка»

Песочная черепашка - Ты обнаружил сюрприз – это змейка, она живёт на острове и любит петь свою песенку, давай и мы вместе с ней «пошипим», и проведём её к дому по дорожке (ребёнок произносит изолированный звук [Ш], одновременно проводя пальчиком по извилистой дорожке).

           Упражнение «Заклинание»

Песочная черепашка. Вот змейка уже у своего дома, давай попрощаемся с ней по-змеиному, запоминай и повторяй: ША-ШО-ШУ-ШИ (проговорить несколько раз, сначала громко, потом тихо).

                                                                Игра «Посылка»

Песочная черепашка. Пусть змейка отдыхает, а мы с тобой пойдём дальше. Слышишь звук волн, мы опять подошли к берегу (включается аудиозапись звука прибоя; на световом планшете включается синий свет, песок сдвигается в сторону, имитируя берег). Смотри, вот посылка от моей подруги Пустынной черепашки. Давай посмотрим, что же там? (из «посылки» высыпается содержимое – песок и фигурки) Это же свежий песок из пустыни, я его обожаю, но что тут ещё? Давай назовём! ебёнок ищет в песке предметы и называет их, четко произнося звук [Ш]. (ракушка, камушек, шкатулка, чашка, шишка, шайба, шашка и т.д.)

                                                               Игра «Волшебные предметы»

Песочная черепашка. А ты знаешь, всё что попадает на мой волшебный остров – становится волшебным. К предметам из «посылки» добавляй слово волшебный, например: волшебная ракушка. (ребёнок согласовывает все предметы со словом волшебный). Молодец, а теперь давай с тобой немного отдохнём.

Физкультминутка «Волны плещут в океане»

Волны плещут в океане.        (ребёнок машет руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?    ( вытягивает руки вперёд)

Это мачты кораблей.               (вытягивает руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!   ( приветственно машет руками)

Мы по берегу гуляем,             (ходьба на месте)

И ракушки собираем               (наклоны)

И сжимаем в кулаке.               (сжимает кулачки)

Чтоб побольше их собрать,

-Надо чаще приседать.            (приседания)

Педагог и ребёнок садятся за стол, выставляются мелкие фигурки.

Игра «Чьи следы?»

Песочная черепашка. Посмотри, кто-то оставил на песке следы. Это же мои друзья: лягушка, кошка, мышка и лошадка.  У лягушки чьи следы?  - Правильно, лягушачьи следы (ответы ребёнка: лягушачьи следы, кошачьи следы, мышиные следы, лошадиные следы).

Песочная черепашка. - Ты молодец! Пришло время прощаться. Надеюсь, тебе понравились мои друзья и волшебный остров. Мне жаль расставаться, буду ждать новой встречи! Дарю тебе волшебный камушек с моего острова, пусть он напоминает обо мне. Ребёнок прощается с Песочной черепашкой и песком.

Прощай, волшебный мир песка.

Скоро мы вернёмся,

И черепашке улыбнемся.

(П.) – Мы приплыли сюда на лодке, и вернёмся на ней с острова, помогай мне.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка» (закрепляются уже известные движения руками на песке)

(П.) Вот мы и вернулись. Вспомни, какой звук тебе встречался чаще других? Назови слова, в которых встречался звук [Ш]. Какие задания тебе было интересно выполнять?

Педагог хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице и помыть руки.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.

2. Лексика+грамматика=... Часть 3:Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет в 3 ч/ Т.В.Пятница. — Мозырь: Белый Ветер, 2005.

свернуть

Развитие связной речи детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи посредством визуализации

Из опыта работы учителя-дефектолога

ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка №97 г. Гродно"

Степанчук Анастасии Антоновны

Одна из основных коррекционных задач в работе учителя-дефектолога – это развитие связной речи. Детям с тяжелыми нарушениями речи гораздо сложнее оформить свою речь в связное высказывание. Благодаря визуализации возможно не только развивать связную речь, но и эффективно корректировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать звуки и развивать психические процессы. Кроме того, они интересны, современны и легко адаптируются под каждого ребенка.

Самое главное отличие визуализации от наглядности заключается в том, что наглядность – это конкретный объект или предмет, а  визуализации – это использование схем, эскизов, таблиц, зарисовок, диаграмм, графических элементов и т.д.

ВИДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ:

Таймлайн – это временная шкала, на которую наносятся события в хронологической последовательности.

Интеллект-карта. Другими словами, это ассоциативная карта, которая состоит из ключевых и вторичных тем. Выбирается одна тема, которая «дробится» на связи, ассоциации, идеи и концепции.

Скетч – это создание небольших рисунков, иллюстрирующих конспект. Это эскизы, наброски, которые делаются для лучшего запоминания информации

Скрайбинг – практически тоже самое, что и скетч. Отличие заключается в том, что все эскизы и наброски делаются параллельно с рассказом на доске или экране.

Кроссенс – это кроссворд, для разгадывания которого необходимо проводить ассоциации между изображениями.

Способы чтения кроссенса: «Улитка», «Солнышко», «Крест»

Инфографика – это подача информации в виде таблиц, схем, диаграмм.

Интерактивный плакат – электронный учебный плакат с навигацией. Содержит звуковую, графическую, текстовую информацию и видео.

Кластер – это изображение в виде кисти, грозди. Способствует систематизации и обобщению учебного материала.

При разработке системы работы по развитию связной речи средствами визуализации мною применялись комплексные подходы к построению, отбору и структурированию практического материала. Основными принципами коррекционной работы явились: систематичность, непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса, системный подход.

С целью развития связной речи детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи были подобраны и систематизированы методы и приёмы визуализации, которые использовались на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Работа строилась по принципу «от простого к сложному».

С целью развития у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи умений самостоятельно связно и последовательно пересказывать литературные произведения в качестве плана использовала на занятиях таймлайн – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

С целью развития умения у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи составлять описательные и повествовательные рассказы использовала приём кроссенс.

Активно использовала магнитный скрайбинг, суть которого заключается в том, что при самостоятельном пересказе сказки ребёнок выкладывал на магнитной доске «сказку», сопровождая свои действия рассказом

Для составления рассказов детям 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи предлагала интеллект-карты (Дикие животные», «Домашние животные», «Во саду ли в огороде», «Профессии», «Транспорт»), которые создавались для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и отображению ее в связном высказывании.

Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времён года выступали кластеры, отражающие посредством определённой символики основные микротемы описания.

Активное и умелое использование учителем-дефектологом возможностей визуализации в практической деятельности значительно повышают интерес детей с тяжёлыми нарушениями речи к образовательной деятельности и уровень познавательных способностей. Использование приёмов визуализации способствует развитию наглядно-образного мышления, самостоятельной передачи изложения, развёрнутости, логичности, совершенствуется связная речь. Воспитанники самостоятельно, без повторов передают содержание литературных текстов, умеют составлять описательные рассказы, рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера.

Использование визуализации превращает обучение детей в занимательный процесс, делает его эмоционально окрашенным, способствует развитию наглядно-образного мышления, памяти и внимания, обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, позволяет отслеживать процесс усвоения материала.

 

свернуть

Индивидуальные занятия с детьми по заданию учителя-дефектолога

Консультация адресована воспитателям дошкольного образования
развернуть

Подготовила учитель-дефектолог

ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка № 97 г. Гродно"

                                                     Степанчук Анастасия Антоновна

Индивидуальные занятия по заданию учителя-дефектолога проводятся воспитателем во время второй половине дня.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых учитель-дефектолог записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми.

  • Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

 

  • Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке, где подобран весь необходимый учебно-методический материал: дидактические игры, картинки, карточки, картотеки, игры для развития мелкой моторики, артикуляционной и общей моторики а также игры для автоматизации и дифференциации звуков.

 

  • Начинать индивидуальные занятия по заданию учителя-дефектолога важно с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Если же задание подразумевает закрепление стихотворения или коррекцию грамматической структуры речи, можно пропустить артикуляционную гимнастику, но оставить дыхательные упражнения, так как у детей с тяжелыми нарушениями речи нарушена просодика, которая очень важна для плавной связной речи.

 

  • Занимаясь с ребёнком, воспитателю важно помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от ребенка.

 

  • Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов: прогулки, совместной деятельности, играх и т.д. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом).

 

  • Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных.

 

  • Коррекция речи обязательно происходит и во время занятия. Ошибки должны фиксироваться воспитателем моментально, заострять внимание ребенка и предоставить ему возможность исправиться. Для исправления грамматических неточностей привлекаются все дети. Если никто из воспитанников не предложил правильного варианта ответа, воспитатель воспроизводит правильный вариант и просит детей поочередно, а потом хором повторить правильную конструкцию.

 

  • Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Если ребёнок неправильно произнёс звук, который у него имеется, но не автоматизирован, воспитатель может предложить: «Повтори за мной, выделяя звук…

 

  • На занятиях важно, чтобы педагог говорил громко, неторопливо, четко проговаривая все звуки. Того же требует от детей.

 

 

 

свернуть